Зачем государство снова убаюкивает бизнес?
12.03.2015
По поручению Совета Министров в Беларуси готовится директива «О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь». Документ направлен на развитие бизнеса в стране и установление партнерских отношений между государством и бизнесом. Эксперты в один голос напоминают: это мы уже проходили, но существенных изменений не произошло.
Хорошо забытое старое?
Проект новой директивы очень похож на принятую 31 декабря 2010 года Директиву №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Причем, как отмечает Никита Беляев, административный директор Центра аналитических инициатив «Либеральный клуб», нормы старой директивы реализованы далеко не полностью.
– Как показывает мини-исследование «Либерального клуба», в 2012 году директива была реализована на 10,9%, а на сегодняшний момент из намеченного выполнено менее 30%, – говорит эксперт.
При этом многие направления, по словам Никиты Беляева, в том числе организация частно-государственного партнерства, с 2012 года не сдвинулись с места, а некоторые мероприятия, направленные на реализацию директивы, и вовсе были отменены. По мнению эксперта, большой заинтересованности в исполнении документа у государства нет.
Зачем принимать дублирующий документ? У большинства экспертов мнения сходятся – успокоить бизнес перед очередным кризисом.
– Как правило, очередная директива принимается, если в стране наступает кризис и нужно что-то пообещать бизнесу, – отмечает Леонид Фридкин, главный редактор «Экономической газеты».
С этим мнение согласен и Никита Беляев.
– Это очередной предкризисный цикл, когда государство хочет показать, что оно снова поворачивается лицом к бизнесу, — считает эксперт.
Кому вообще нужен диалог?
Пока о тесном взаимодействии между бизнес-сектором и государством говорить не приходится.
Эксперты отмечают, что в прошлом году различных нормативных документов было принято в разы больше, чем дней в году – около 130 законов, более тысячи постановлений и более 600 указов президента.
Однако исполнение реформ в пользу бизнеса не интересно белорусским чиновникам, убежден Леонид Фридкин.
– Для чиновников возможность контролировать собственность и бизнес является способом существования, – говорит эксперт. – Если взять целый ряд норм, которые декларируются и в 4-й директиве, и в проекте новой директивы, то они предусматривают определенное увеличение степеней свободы бизнеса и соответственно сокращение поля полномочий чиновника, что в целом для них не выгодно.
Бизнес же должен деньги зарабатывать, а вопросы коммуникации, общения с государственными органами должны осуществлять ассоциации, общественные объединения, политические партии, то есть те институты, которые занимаются коммуникацией и регуляцией интересов, считает Евгений Мордосевич, руководитель направления по работе с госорганами Ассоциации европейского бизнеса.
— Если, например, государство приняло указ об аренде в белорусских рублях, то будут заключаться договора не на год, а на месяц-два с дальнейшим продлением и каждый раз будет в рублях новая сумма – бизнес выкручивается из этой ситуации, — говорит он.
Бизнесу надо не только зарабатывать деньги, но и уметь их сберегать, в том числе защищать от любых посягательств, а не надеяться, что придут функционеры в виде ассоциаций его защищать, не соглашается Леонид Фридкин.
Эксперт говорит о том, что бизнес должен объединяться в ассоциации, чтобы представлять собой реальную силу, которая заставит государство вести диалог.