Зелёный офис? Легко!
05.09.2014
Выпускники Шведского института совместно с Ассоциацией Европейского бизнеса и Белгосуниверситетом в рамках Европейского межкультурного фестиваля 4 сентября провела интерактивный обучающий семинар о «зелёных офисах». Как охранять окружающую среду в Беларуси, экономя средства, поделились представители нескольких компаний и специалисты экологических проектов.
Представляя амбициозный проект компании «Филипс» и ритейлера цифровой техники «5-й элемент» - новую энергоэффективную светодиодную систему освещения в столичном гипермаркете - представитель компании «Световые решения» Philips в Беларуси Максим Подколзин заметил: «Большинство офисных помещений в Беларуси сегодня строится для того, чтобы сдать их в аренду или продать. Застройщики их не строят для себя - не им платить за электричество!»
Для «зеленого офиса» необходимы новые подходы.
«Применяемые сейчас застройщиками технологии, люминесцентные лампы были актуальны 10 лет назад, - добавляет специалист. - Это оборудование троекратно устарело».
Новые светодиодные системы, утверждает компания, будут служить 13-15 лет. Такие светильники в 3-3,5 раза дороже обычных люминесцентных и окупаются через 2-2,5 года. Однако это комплексное решение совершенно не похоже на обычную «замену ламп»: во-первых, существенно больше срок эксплуатации; во-вторых, – установка новых систем вместе с энергосбережением улучшает освещенность рабочего помещения, а правильный «свет» и «цвет», поясняет представитель компании Максим Подколзин, это здоровье сотрудников: от освещения зависит уровень работоспособности и даже уровень травматизма на производстве.
Сейчас «Филипс» сотрудничает с Брестским электроламповым заводом (по лампам накаливания), часть ассортимента компания производит в Беларуси на разных площадках. «К утилизации светодиодных светильников сегодня единых подходов в мире нет», - поясняет специалист. «Светодиоды» - самое молодое направление в этой индустрии, развивается всего 5 лет, и даже в Европе не знают, что делать с ними после 13-14 лет эксплуатации. «Возможно, к этому времени уже появятся «органические» полупроводники», - поясняет Максим Подколзин, - и вместо этих светильников будут синие потолки в виде сплошного светящегося неба».
С системами «светодиодных светильников» средний европейский гипермаркет на потреблении энергии сегодня может сэкономить до 60-ти тысяч евро в год, супермаркет – до 5-ти тысяч.
В этом году «Филипс» намерен осуществить пилотный проект «School vision» в одной из частных школ Минска – специальной светодиодной системой освещения оснастят один школьный класс, при этом лампы в таком помещении будут менять температуру света в зависимости от времени суток: утром, чтобы разбудить учеников, свет будет более «холодным», днём – более «тёплым». Аналогов таких проектов сегодня нет ни в Украине, ни в России.
«К сожалению, сегодня в Беларуси не все компании ответственно подходят к вопросу охраны окружающей среды», - отмечает Максим Подколзин. Корпоративная социальная ответственность только развивается в бизнес-среде. В офисе «Филипса» сотрудники собирают старые батарейки, а у «Кока-Колы Бевриджис» уже введён раздельный сбор мусора (пластик, жесть и стекло). Контейнеры для жести и пластика, к примеру, стоят в коридорах. Кстати, на «Кока-Колу» может попасть любой желающий - достаточно заказать бесплатную экскурсию.
Поведение персонала – это один из ключевых факторов в создании «зелёного офиса», уверен координатор экологических проектов ПРООН в Беларуси Игорь Чульба. Одно дело поместить знаки на рабочих местах, напоминающие выключать свет и неиспользуемое оборудование (к примеру, зарядное устройство для мобильного телефона или ноутбука, подключенное к розетке постоянно, тоже потребляет электричество). Другое дело – поощрять сотрудников, которые вносят наибольший вклад в экономию ресурсов и охрану окружающей среды, призывая их реже ездить на лифте, печатать документы с обеих сторон листа бумаги или предлагая отказаться от командировок и «перелётов» в пользу телефонных переговоров или конференций по скайпу.
Блестящим примером «зелёного бизнеса», рассказывает специалист «Экопроекта «Партнёрство» Ирина Ластовка, является компания Google со своей инициативой Google Green.
Сейчас Google поддерживает сотрудников, которые ходят на работу пешком, ездят в офис из дома на велосипеде, скейтборде и даже самокате. Каждый такой работник получает в качестве бонуса виртуальную «марку», которая свободно конвертируется в доллары и может быть направлена сотрудником на счёт одной из благотворительных организаций.
Велосипеды и электрокары Google использует для перемещения персонала внутри кампусов. На крышах зданий устанавливает солнечные панели для выработки электричества и нагрева воды. У компании есть местная система очистки воды для повторного использования.
Именно к IT-индустрии близок и первый в Беларуси «зелёный офис», полноценным созданием которого занялась компания «Бритиш Американ Тобакко» в столичном Академгородке ещё несколько лет назад. Офис табачной компании соседствует с EPAM. В белорусском отделении «Бритиш Американ Тобакко», где сейчас работает около 350 человек. Здесь уменьшили количество командировок и тренингов, заменив их обучением и конференциями в Интернете. Компания сократила автопарк – теперь выброс углекислого газа меньше на 15 процентов. В новом офисе – большие окна, много света и мебель зелёного цвета. В минское предприятие «Экорес» отсюда поступают пластик и стекло, в переработку «Бритиш Американ Тобакко» сдаёт также автомобильные шины, аккумуляторы, картриджи для принтера и даже рабочую одежду.
Сегодня сертификацию «зелёных офисов» в Беларуси намеревается осуществлять Ассоциация Европейского бизнеса. Подобная кампания широкомасштабна и пока только обсуждается в этой организации. Традиционно в мире такая сертификация является добровольной. Унифицированного стандарта «зелёного офиса» и степени оставляемого им «экологического следа», в нашей стране пока нет. Впрочем, «экономический след» таких «зелёных» офисных изменений давно почувствовали иностранные компании, работающие на белорусском рынке. Ведь в основе «зелёного офиса» лежит, прежде всего, экономия средств, и только затем имидж.
Данное мероприятие прошло в рамках «Европейского межкультурного фестиваля». Организаторы семинара: кандидат экономических наук Марина Боровко и кандидат географических наук Людмила Фокеева, доценты Белорусского государственного университета.