Какие инновации в корпоративной социальной ответственности реализованы в Беларуси?

15.10.2014

Семинар, на котором представители бизнеса, общественных организаций и учебных заведений обсудили инновационные подходы в реализации корпоративной социальной ответственности, применяемые в Беларуси, прошел на площадке Ассоциации Европейского Бизнеса 8 октября 2014 года при поддержке Шведского Института.

- У нас до сих пор многие понимают под корпоративной социальной ответственностью благотворительность. Но на самом деле благотворительность – это одно из направлений КСО, поэтому знак равенства ставить нельзя, - отметил первый спикер Дмитрий Гмыза, руководитель «Агентства социального маркетинга GrandBS» и представитель фонда «Чистое действие», который в своем выступлении рассказывал о белорусских тенденциях в сфере КСО.

По словам Дмитрия, направлений в КСО несколько – это и социальный маркетинг, и волонтерство, и спонсорство, и социальное предпринимательство, и социальные инвестиции. В каждом из направлений в Беларуси уже что-то делается, но все, что происходит, инновационно для нашей страны:

- Тяжело придумать что-то инновационное в КСО в отдельно взятой стране. И не потому, что не хочется, а потому что незачем: уже существуют уникальные вещи, сделанные в других странах, которые нужно брать и внедрять у нас.

Также Дмитрий Гмыза подчеркнул, что корпоративная социальная ответственность должна быть системной:

- Компании, банки и производители вкладывают большие деньги во всякие благотворительные и социальные нужды – где-то по указке сверху, где-то просто потому, что директору попалось на глаза письмо с просьбой о помощи храму, детскому дому и т.д. К сожалению, у белорусских компаний нет системности, которую, например, используют транснациональные компании.

Как раз о системной работе в направлении КСО на примере проекта «Варим пиво – создаем будущее» рассказала Александра Лойко, специалист по связям с общественностью ИЗАО «Пивоварни Хайнекен».

- Этот проект появился потому, что для компании «Хайнекен» устойчивое развитие является одним из глобальных бизнес-приоритетов наравне с развитием бренда и наращиванием глобального присутствия. Он был презентован в 2010 году в головном офисе компании и рассчитан на 10 лет – итоги мы будем подводить в 2020 году.  Проект «Варим пиво – создаем будущее» является главным ориентиром «Хайнекен» на пути к тому, чтобы стать самым зеленым пивоваренным концерном в мире и создавать ценности, которые важны для компании, общества и всей планеты.

В рамках проекта «Варим пиво – создаем будущее» существует четыре основных направления - защита водных ресурсов, сокращение выбросов углекислого газа, ответственное использование сырья и материалов и продвижение идей ответственного потребления. С 2014 года появилось еще два направления – поддержка местного сообщества, а также здоровья и безопасности сотрудников.

Об уникальном в банковской сфере Беларуси благотворительном проекте «Белинвестбанка» «Помоги случиться чуду!», реализованном совместно со Ждановичским детским домом и международной платежной системой VISA, рассказал еще один спикер семинара - директор КартЦентра ОАО «Белинвестбанк» Вадим Головчиц.

- Наш благотворительный проект «Помоги случиться чуду!» является одним из примеров корпоративной социальной ответственности белорусского бизнеса. При этом важно отметить, что движущей инициативой в данном проекте для осуществления благотворительной помощи является безналичная транзакционная активность держателей благотворительных карточек, обеспечивающая осознанное перечисление денежных средств клиентами и банком в результате такой активности. За более чем три года существования благотворительная программа не только не утратила своей актуальности, но и продолжает успешно функционировать. На настоящий момент более 6 тысяч участников программы и банк оказывают регулярную финансовую поддержку детскому дому в Ждановичах.

Как отметил представитель «Белинвестбанка», основная оригинальность и ценность программы «Помоги случиться чуду!» заключается в том, что это долгосрочный и системный КСО-проект, рассчитанный на вовлечение в общее благородное дело как можно большего числа людей. И, самое главное, что основным движущим элементом, дающим жизнь данному проекту, становится именно индивидуальная инициатива человека и его личное желание оказать помощь. А банк поддерживает каждую такую инициативу перечислением денежных средств на счет детского дома.

Опытом трудоустройства людей с умственными ограничениями поделилась Елена Титова, председатель ОО «БелАПДИиМИ». За два года реализации проекта было трудоустроено 34 человека, что является очень хорошим результатом, потому что людям, которые с трудом говорят и передвигаются, найти на свободном рынке труда работу достаточно тяжело.

- Мы не центр занятости, мы посредники между центром занятости и работодателем. Как правило, когда центр занятости дает направление на место работы, куда человек с инвалидностью может трудоустроиться на основании заключения медицинской комиссии, и он туда либо не доходит, либо получает там отказ. Поэтому мы решили стать посредниом: от центра занятости человек приходит к нам, мы с ним работаем, узнаем как можно больше информации (что он может, а не только его желания) и с помощью ассистентов сопровождаем на рабочее место.

О еще одном проекте, который помогает трудоустроиться людям с инвалидностью, рассказала Наталья Амплеева, директор ПТУП «АртИдея».

- В мастерской мы вовлекаем людей с ограничениями в общество, создаем оптимальные условия труда, развиваем их навыки и профориентируем. В дальнейшем самые подготовленные из мастерской переходят в предприятие «АртИдея», где мы их трудоустраиваем по программе адаптации к рабочему месту, которая финансируется комитетом занятости Мингорисполкома. По истечению года роботы на предприятии мы подыскиваем им рабочее место на открытом рынке труда.

В предприятии «АртИдея» работают участки по производству сувениров и полиграфической продукции, где под наблюдением мастера работают люди с инвалидностью. Причем, как говорит Наталья Амплеева, организовать рабочий процесс очень непросто: их нужно мотивировать к труду ежечасно, а каждое утро начинается с повтора работы, сделанной вчера. За десять лет через мастерскую прошло 50 человек, а за 4 года работы предприятия «АртИдея» адаптация помогла 15 людям со второй группой инвалидности.

Наталья рассказывает, что целью предприятия является дать возможность людям с ограниченными возможностями получить работу и изменить свое материальное положение, но при этом их продукция может быть полезна и другим компаниям:

- Мы не хотим навязывать свою продукцию, мы хотим быть партнерами. Скажем, заказывая у нас упаковку для своей продукции, компании могут повысить эффективность рекламы: ведь, покупая ее, клиенты будет чувствовать себя сопричастным и неравнодушным к доброму делу.

В конце семинара участники обменялись мнениями о том, может ли корпоративная социальная ответственность приносить еще и экономическую пользу компаниям, а также выразили общее мнение, что тема КСО актуальна для Беларуси, поэтому проведение подобных мероприятий в будущем будет положительно влиять на развитие КСО в стране. Ассоциация Европейского Бизнеса готова и дальше выступать диалоговой площадкой для обсуждения важных вопросов для коммерческих компаний.