Применение контрольных (идентификационных) знаков – это защита рынка или скрытый налог?

26.11.2014

Ассоциация Европейского Бизнеса 25 ноября 2014 года в «Президент-Отеле» провела заседание круглого стола «Механизмы защиты внутреннего рынка: проблемы и перспективы».  В мероприятии приняли участие представители производителей пива и безалкогольных напитков, Министерства по налогам и сборам, Департамента государственных знаков Министерства финансов, Евразийской экономической комиссии, Департамента развития внешнеторговой деятельности Министерства национальной экономики Республики Казахстан, адвокатского бюро «Степановский Папакуль и партнеры» и ведущих экономических СМИ.

С подписанием и ратификацией Договора о Евразийском экономическом союзе Республика Беларусь стремится сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов со странами-партнерами. В этой связи основной целью Ассоциация Европейского Бизнеса является организация открытого диалога с целью обсуждения целесообразности и необходимости применения защитных нетарифных механизмов внутреннего рынка.

В частности, во время заседания круглого стола заинтересованные стороны обменялись мнениями по поводу использования контрольного (идентификационного) знака, введенного в 2004 году с целью предотвращение попадания на белорусский рынок контрафактной продукции. Это, как заявила Галина Янушкевич, начальник управления контроля подакцизных товаров Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, привело к тому, что сейчас в Беларуси практически нет нелегального ввоза пива и других товаров и интересы граждан как потребителей полностью защищены:

- Каждое государство защищает свой внутренний рынок. У нас контрольные (идентификационные) знаки -  это одно из средств защиты внутреннего рынка от нелегального оборота.

Бизнес же придерживается другого мнения: по словам директора союза "Гильдия пивоваров" Владислава Скребцова, система маркировки в данный момент стала выполнять не столько функцию контроля, сколько фискальную функцию – своеобразного скрытого налога. Затраты пивоваренных компаний на маркировку остаются существенными и приводят к вымыванию значительной доли оборотного капитала: за январь-ноябрь текущего года пивзаводы закупили контрольных индентификационных знаков на сумму 10,2 млн евро.

 - Доля стоимости контрольного знака в стоимости пива выросла с 1% до 4%. Фактически это новый оборотный налог. Помимо удорожания конечной продукции обязательная маркировка пива контрольными знаками влечет за собой замедление работы производственных линий на 1-5% и снижение производительности предприятий, - заявил во время круглого стола директор союза «Гильдия пивоваров».

Генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис сравнил затраты на закупку контрольных знаков с затратами на закупку солода (основного сырья для производства пива) – они ненамного меньше: в следующем году в соответствии с разработанным бюджетом ОАО "Лидское пиво" потратит на закупку солода 5 млн евро, а на закупку контрольных знаков – 3,5 млн евро.

- Такие затраты снижают нашу конкурентоспособность по сравнению с российскими производителями. Эти средства можно было бы направить на закупку оборудования, модернизацию производственных линий, повышение качества выпускаемой продукции.

Того же мнения придерживается генеральный директор ОАО "Пивзавод Оливария" Денис Шерстенников:

- Это действительно снижает нашу конкурентоспособность. И чем меньше будет таких инструментов, тем лучше будет для экономики, - сказал он и добавил, что компания ежегодно отвлекает из оборотного капитала на покупку контрольных знаков (помимо непрямых затрат на хранение, учет, заказ) около 4 млн долларов.

Как пояснила участникам круглого стола заместитель директора департамента государственных знаков Минфина Беларуси Татьяна Разживина, производством и реализацией субъектам хозяйствования контрольных индентификационных знаков занимается Борисовская бумажная фабрика за счет средств республиканского бюджета. Рентабельность производства ограничена 13 процентами:

 - Изготовление знаков осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Но Борисовская бумажная фабрика обязана обеспечить предприятия контрольными знаками в течение трех дней после размещения заявки. Для этого предприятие должно создать запас знаков и заранее спланировать закупку материалов за счет собственных средств. Бывают и пиковые ситуации, когда заявки превышает полугодовой объем заказа.

О целесообразности использования контрольного (идентификационного) знака рассуждали и представители Евразийской экономической комиссии. Валерий Захаров, начальник отдела предпринимательства, услуг и инвестиций Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК, считает, что непонятны критерии, по которым одни товарные позиции должны маркироваться, другие нет. Артем Юлегин, начальник отдела адвокатирования предпринимательства Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК, высказал мнение, что меры контроля должны применяться в отношении товаров, когда имеются подтвержденные случаи серого импорта, и при этом важно обращать внимание и на сам товар.

Аргументом производителей пива и безалкогольных напитков в пользу отмены маркировки также является отсутствие фактов фальсификации выпускаемой ими продукции на протяжении последних нескольких лет. Андрей Рошупкин, первый заместитель гендиректора ИП "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия", уверен, что отмена маркировки не приведет к росту контрафактной безалкогольной продукции в Беларуси:

 - Отмена маркировки контрольными знаками минеральных и питьевых вод не привела к росту контрафактной продукции на белорусском рынке. На мой взгляд, эта система контроля для производителей безалкогольных напитков избыточная. Большого смысла в таком механизме, наверное, нет.

Управляющий директор ИЗАО "Пивоварни Хайнекен" Василен Цанов считает, что снижение фискальной нагрузки позволит пивоваренным компаниям увеличить инвестиции в производство, повышение качества продукции и продвижение ее на рынке:

 - Потребление пива в Беларуси на душу населения составляет на сегодня всего 49 литров. Для сравнения, в Польше – 95 литров, в России было 75 литров, сейчас идет снижение, в Литве около 80 литров. Получив дополнительные возможности для инвестирования и развития, пивоваренные компании смогут увеличить потребление пива, и тогда за счет налоговых и других отчислений, бюджет получит больше средств, чем получает от продажи контрольных знаков.