Ассортиментные перечни для общепита «порезали», но не отменили

21.11.2016

C множеством необъяснимых с его точки зрения государственных инициатив приходится сталкиваться иностранному инвестору в Беларуси. С одной стороны, они направлены на защиту национального производителя, но с другой — формируют в целом отрицательное представление о ведении бизнеса в Беларуси. Ярким примером косвенных (непрозрачных) мер поддержки национального производителя является использование ассортиментных перечней продуктов белорусского производства, обязательных для закупки объектами общественного питания.

Иностранному инвестору, рассматривающему возможности работы в сфере общественного питания, достаточно сложно объяснить необходимость закупать 54 наименования алкогольных напитков белорусского производства для открытия бара класса люкс. Ещё сложнее убедить его в том, что Беларусь имеет собственное производство вин, коньяков и шампанского — и это при отсутствии соответствующего уровня виноградников.

Чтобы повысить качество услуг и уровень ценовой/географической доступности общепита и диверсифицировать услуги, государство решило посоветоваться с бизнесом, в том числе и иностранным: распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 5 мая 2016 г. № 168р была создана межведомственная рабочая группа для выработки предложений по совершенствованию организации общественного питания в Республике Беларусь.

Ассоциация Европейского Бизнеса является участником данной группы и имеет возможность вносить предложения по реформированию общепита, сформулированные членами АЕБ. Благодаря инициативе ООО «МПС-Отель» (Renaissance Minsk Hotel‎), члена Комитета АЕБ по развитию инфраструктуры в сфере туризма и гостеприимства (HoReCa), были разработаны и направлены в Министерство антимонопольного регулирования и торговли предложения по устранению барьеров для ведения бизнеса в сфере общественного питания. Одним из них стало требование об устранении ассортиментных перечней продуктов белорусского производства, обязательных для закупки объектами общественного питания. Следуя европейским подходам ведения бизнеса, объект общественного питания должен иметь право свободно выбирать поставщика товаров, независимо от того, произведены они в стране или импортированы. По мнению АЕБ, устранение перечня плодотворно скажется на инвестиционном климате (так как будет снят непрозрачный инструмент защиты отечественного производителя), а также позволит снизить издержки предприятий общественного питания.

Летом 2016 года перечни были пересмотрены в сторону существенного сокращения количества закупаемых наименований продуктов по каждому из шести разделов. Если ранее ресторан первого класса должен был закупать 32 вида алкогольных напитков, то сейчас — 16. Продукция собственного производства ресторана первого класса составляла 40 наименований, сейчас – 10. Все другие наименования также были существенно сокращены - минимум в два раза.

Аналогично было сокращено количество наименований для баров. При этом классификация продукции собственного производства упрощена и сокращена: если ранее ресторатор должен был в обязательном порядке приготовить 14 видов холодных блюд и закусок, 3 вида супа, 9 горячих блюд и т.д., то с принятием нового перечня ресторатор в праве выбирать любое наименование продукции собственного производства, которое он предлагает своему клиенту. Так, ресторан первого класса должен иметь 10 наименований любого из перечисленных в перечне видов продукции общественного питания (например, 10 видов холодных блюд и закусок). С новым вариантом Перечней можно ознакомиться в Постановлении от 10.10.2016 № 35 по ссылке.

К сожалению, полностью отказаться от перечней не удалось, так как для этого требуется внести изменения в Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», что является длительным процессом. Однако Ассоциация Европейского Бизнеса и и другие участники рабочей группы продолжают настаивать на полном устранении ассортиментных перечней, так как в достижении целей развития не должно быть «полумер». Возможным вариантом решения реализации может стать принятие Указа Президента с перечнем «быстрых» и «точечных» реформ для качественно нового уровня стимулирования сферы общественного питания и привлечения в нее прямых иностранных инвестиций.

Помимо этого, следуя предложению «МПС-Отель» и других крупных рестораторов, МАРТ приняло решение о существенном сокращении критериев отнесения объектов общественного питания к классам и подразделения их на рестораны, кафе, бары - оставлено лишь 5 критериев. С новым вариантом постановления от 06.10.2016 № 32 можно также ознакомится по ссылке.

Ассоциация Европейского Бизнеса приглашает заинтересованных в улучшении бизнес-климата иностранных инвесторов присоединиться к работе Комитета по развитию инфраструктуры в сфере туризма и гостеприимства АЕБ. Эксперты Ассоциации помогут сформулировать и обосновать предложения иностранных инвесторов в сфере HoReCa и обеспечат их продвижение в органах государственного управления на национальном уровне.