Почему в Беларуси нецелесообразно вводить лицензирование оптовой торговли средствами защиты растений

16.01.2020

Ассоциация Европейского Бизнеса направила в Министерство экономики аргументированную позицию о нецелесообразности введения лицензирования оптовой торговли средствами защиты растений.

Рассмотрев проект Указа Президента Республики Беларусь о совершенствовании лицензирования и позицию Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в части установления лицензирования оптовой торговли средствами защиты растений (далее – СЗР), АЕБ высказала следующие возражения по данному вопросу.

Предлагаемые Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь лицензионные требования:

  • наличие в штате не менее одного сотрудника, имеющего высшее или средне-специальное агрономическое, химико-технологическое или химическое образование;
  • наличие склада, отвечающего требованиям санитарно-эпидемиологического благополучия населения на праве собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения или ином законном основании

не являются препятствием для устранения недобросовестных поставщиков.

В настоящий момент в соответствии с действующим законодательством в Республике Беларусь оптовая торговля СЗР возможна лишь после прохождения двух обязательных административных процедур:

1) выдачи разовой лицензии на экспорт и (или) импорт СЗР, осуществляемая Министерством антимонопольного регулирования и торговли, установленная п. 9.2.1. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (включая получение заключения от Министерства сельского хозяйства и продовольствия путем предоставления: санитарно-гигиенического заключения на склад для хранения пестицидов и агрохимикатов; копии договора на ввоз СЗР в Республику Беларусь, копии сертификата соответствия);

2) государственной регистрации СЗР и удобрений, установленная Положением о порядке государственной регистрации средств защиты растений и удобрений и ведения Государственного реестра средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2010 г. № 1140 (включая получение заключения о качестве СЗР у Контрольно-токсикологической лаборатории ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений»).

Ассоциация считает, что существующая система в полной мере обеспечивает защиту государственных и общественных интересов, жизни и здоровья граждан, окружающей среды. И введение дополнительной административной процедуры лицензирования оптовой торговли средствами защиты растений является нецелесообразным.

Возникновение указанных негативных последствий невозможно при существующем порядке правового регулирования оптовой торговли СЗР. Как правило, контрафактные СЗР возникают на стадии розничной торговли "продавец – потребитель" (сельскохозяйственная организация), так как розница не требует получения лицензии, либо предоставления копий лицензии и иных документов, подтверждающих происхождение и качество товаров.

Введение дополнительной административной процедуры в данной сфере лишь ухудшит инвестиционную привлекательность Республики Беларусь и повысит издержки как национальных производителей, так и международных компаний, снизит позиции нашей страны в таком значимом для инвесторов рейтинге Всемирного Банка по легкости ведения бизнеса (Ease of doing business index).